Маршрут выходного дня

Мемориальный комплекс "5-й полк"

06.07.2023

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "5-ЫЙ ПОЛК"

Рекомендованный возраст: от 5-ти лет

Адрес нахождения: Беларусь, г. Витебск, ул. Титова

Дата открытия: 1964

Архитектор: А. Бельский

Описание

Мемориальный комплекс погибшим и замученным военнопленным и мирным жителям в концлагере.  Через двадцать лет после освобождения, в 1964 году в ста пятидесяти метрах от захоронений узников, возле шоссе был установлен бетонный обелиск.

В 2005 году возле обелиска водружен 15-метровый металлический православный крест, который освятил митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, тогда же на месте заросших массовых захоронений было воткнуто несколько крестов из досок и брусков. 27 сентября 2009 года к кресту возложил цветы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25 июня 2012 года рядом с дорогой открыта часовня с набат-колоколом.

Исторические события 

5-й полк, Пятый полк (шталаг № 313, Stalag 313, KL-313-SD) — лагерь для советских военнопленных, а затем и концентрационный лагерь для гражданских лиц, созданный немцами в сентябре 1941 года. Действовал до мая 1944 года. Располагался на северо-западной окраине Витебска на территории бывшего 5-го железнодорожного полка «вблизи от улиц имени Молотова и Загородная» (в конце современной улицы Титова). Число погибших в концлагере по разным оценкам от 80 000 до более 100 000 человек. Для сравнения — в Бухенвальде (1937—1945) погибло более 56 000 человек.

Первоначально являлся лагерем для военнопленных. Располагался в бараках на территории железнодорожного полка. Заключённые в лагере голодали, от истощения с трудом могли передвигаться, хотя их ежедневно выводили на работы. Питание было более чем скудным: две мёрзлые картофелины и пол-литра баланды из «костяной муки», изготовлявшейся из перемолотых останков лошадей, 100—150 гр. из отходов зерна, смешанного с опилками и суп из бураков и отбросов. Бараки не отапливались. Первое время местному населению позволялось приносить пленным продукты, но потом это было запрещено. Бараки не отапливались.

Одномоментно в лагере содержалось примерно 28 - 35 тыс. заключенных. Позднее лагерь использовался в качестве пересыльного. В 1942 году в лагерь стали попадать и гражданские лица. Для них использовалась западная часть лагеря. С 1943 года в концлагере только гражданское население. В марте—апреле 1943 г. в лагерь были помещены около 20 тысяч жителей Витебска и окружающих деревень.

Общее количество расстрелянных и погибших от голода и пыток составляет более 80 тысяч человек, из которых около 4 тысяч — гражданские лица.

Через лагерь прошло около 150 тысяч человек, около 80 тысяч из которых погибло. Для сравнения условий содержания и шансов на выживание — через Бухенвальд прошло более 250 000, погибло более 56 000 человек, примерно каждый пятый. В числе погибших — около 12 тысяч мирных жителей.

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком   во время посещения памятника:

Перед тем как отправиться к памятному месту, сообщите ребенку, куда вы отправляетесь; расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест; можно приготовить живые цветы.

При посещении мемориального комплекса что рассмотреть с ребенком:

-спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;

-расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники);

-спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы);

-обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне. Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту, предложите положить цветы;

-поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Какие вопросы задать ребенку:

Кого можно назвать защитником Отечества?

Что такое война?

Нужна ли она на земле?

Почему людям и всему живому нужен мир?

Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?

Нужно людям нужно помнить о войне?

Как люди сохранили память о войне?

Что предложить ребенку сделать после прогулки:

предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

побеседуйте о наиболее ярком впечатлении от прогулки;

предложите почитать или заучить стихотворение о Великой Отечественной войне.

 

свернуть

Маршрут выходного дня "К Мемориальному комплексу в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины на площади Победы"

 

Маршрут выходного дня 

"К Мемориальному комплексу в честь советских

воинов-освободителей, партизан и подпольщиков

Витебщины на площади Победы"

 

Уважаемые родители!

Ежедневно по улицам нашего города проходят тысячи людей, и проезжает не меньшее количество транспорта. Площадь Победы самая оживленная. Через нее движется такой поток транспорта, что может вызвать аварийную ситуацию.  Чтобы на дороге был порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил дорожного движения. С самых ранних лет  ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: 5-7 лет

Участники:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат, мобильный телефон.

Рекомендации для родителей: 

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките внимание ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре.

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых.

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

-  взрослый выходит впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА, СВЕТОФОР»

Спросите у ребенка

- А зачем нужен пешеходный переход?

- А как узнать пешеходный переход?

- Кто является пешеходом?

- Кто является пассажиром?

- Какое главное правило безопасности должен помнить каждый участник дорожного движения?

 Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, почему останавливаются на светофоре?

Можно задать ребенку вопросы:

-можно ли переходить дорогу без взрослых?

- для чего нужен светофор на проезжей части? 

Перейдите дорогу по светофору, демонстрируя ребенку правила пешехода.

 

ОБЪЕКТ «АЛЛЕЯ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне?» (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники). Расскажите ребенку о видах техники, представленной на «Аллее воинской славы», о ее роди во время военных действий.

ОБЪЕКТ  «ТРИ  ШТЫКА»

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

После прогулки можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

 

Стихотворение, которое можно почитать или заучить дома

 

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 

Примерные вопросы после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

 

свернуть

Маршрут выходного дня "По местам памяти героев, погибших во время Великой Отечественной войны"

Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей

"По местам памяти героев, погибших во время Великой Отечественной войны".

 

Уважаемые родители!  Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время Великой Отечественной войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий.

Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!

Тип экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии:

Парк партизанской славы имени Миная Шмырева - Памятник детям войны - Сквер героев  Отечественной войны 1812 года

Рекомендуемый возраст ребёнка:4-6 лет

Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса  ребёнка и степени самочувствия).

Произведения для предварительного чтения:

В.Ермаков «Петушки и курочки»

С.Алексеев «Рассказы о войне» - «Дети и война»

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- можно приготовить живые цветы.

Описание маршрута:

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю»

Я в солдатики играю.                                Но я это знаю твёрдо -        

У меня есть пистолет.                               Создан Мир наш для Добра!

Есть и сабля, есть и танки.                       Чтоб войну не знали дети.

Я большой и мне 5 лет!                            Чтоб был мирным небосвод.

Я в солдатики играю.                                И остался чтоб игрушкой

Это-детская игра.                                      Навсегда пехотный взвод!!!

Предложите ребенку совместную прогулку по родному городу, чтобы узнать много нового и интересного о городе, в котором он живет.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.

Расскажите ребенку, что вы идёте не в простой парк. Объясните ребенку, что этот парк назван в честь партизан Великой Отечественной войны.

Задайте ребенку вопросы о том, что он знает о войне. Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам Великой Отечественной войны?

Вот и мы сейчас пришли в Парк Партизанской славы.

Парк Партизанской славы расположен в центре города, на берегу Западной Двины.

История Парка Партизанской славы начинается еще с давних времен. Говорят, что сначала на месте парка находился сад, где в разные времена были ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А потом в саду построили летний театр - и с этого времени здесь каждую зиму стали заливать каток на пруду. Правда, вскоре всего этого не стало.

Ещё ходит интересная история о том, будто раньше по основной территории современного парка протекал Слизкий ручей, небольшую часть русла которого можно увидеть и сегодня недалеко от Западной Двины. Еще один не менее интересная информация связана с историей современного Парка Партизанской славы – в 1926 году здесь нашли монетный клад. Возможно, кто-то и в наши дни пытается найти там несметные сокровища. Хотя уже сама возможность прогуляться среди ветвистых деревьев, от которых веет теплом родительского дома, - и есть тот бесценного впечатления уникального парка Витебска, о котором можно только мечтать.

 В парке расположена Доска почёта.

На доске отмечено 57 человек, благодаря этим людям есть, кем и чем гордиться. Они внесли особый вклад в развитие Витебска, добились высоких достижений в своей профессиональной деятельности, поэтому их имена неслучайно увековечены на памятной доске в центре города.

С давних времен человек славился, работай. Сегодня мы не всегда задумываемся о том, сколько сил люди труда вносят в развитие общества. Мы не знаем тех людей, которые работают у станка, работают на комбайне, в лаборатории, в учебных классах, вкладывая в дело свои знания, опыт, душу. Чтобы народ обратил на них внимание, ведь это герои мирного времени, их поведение, их работа заслужили не только уважение, но и общественное признание.

Как ты думаешь, а как можно попасть на доску почёта?

В парке есть сквер 70-летия образования Витебской области.

Предложите ребенку прогуляться по скверу.

      А ты знаешь, что такое сквер? (Это такая территория, в которой есть место для отдыха, дорожки, площадки, газоны, деревья и кустарники).

       Прогуливаясь по скверу вглубь парка, потихонечку приходим к памятнику Детям войны

Памятный знак "Детям войны" в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.

Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.

Композиция "Детям войны" была открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города. Ее автор - витебский скульптор Валерий Могучий.

Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.

КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ сгинул в той войне! А ведь еще были те, кого угнали - только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей.

Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Познакомьте ребенка с произведением Владимира Ермаковича «Детям Войны».

Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.

А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска показали не просто отдельный эпизод войны, а великую трагедию белорусского народа. При освобождении Витебск был полностью разрушен.

Давай положим к памятнику цветы.

Предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…» 

Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша».

Мы крупу в ковше варили,

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

 

Можно разучить пословицы:

«За правое дело стой смело»

«Жить – Родине служить»

«Счастье Родины – дороже жизни»

 

Музей Миная Шмырёва

 

Батька Минай - так называли в годы Великой Отечественной войны Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области. Знаменитый партизан действовал со своей бригадой на Витебщине, но слава об этих неустрашимых партизанах  разошлась по всей Беларуси. 

Предложите ребенку сходить в музей.

1 февраля 1966 г. был создан Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева. В дни празднования 25-летия освобождения Беларуси 5 июля 1969 года он был открыт.

Музей состоит из 4 экспозиционных залов общей площадью 223 м² и выставочной площадью 39 м². 

 

Выходя из Парка партизанской славы пройдите с ребенком

в Сквер героев Отечественной войны 1812 года.

Сквер героев Отечественной войны Отечественной войны 1812 года был заложен в 1912 году, в народе его еще называют сквер Успенка.

Автор монумента – петербургский архитектор И.А. Фомин; работами по установке руководил витебский городской архитектор Т.В. Кибардин.

Первое что бросается в глаза – высокий гранитный обелиск, памятник героев Отечественной войны 1812 года. Установлен он в 1912 г. на добровольные пожертвования жителей города и губернии в честь 100-летия победы над Наполеоном. Памятник, высотой 26 метров, построенный из блоков красного гранита, а сверху красуется чугунный двуглавый орёл на шаре.

Рядом с монументом расположены пушки, отлитые по образцу XVIII века. В июле и октябре 1812 года под Витебском шли кровопролитные бои. Погибшим в них и посвящён мемориал (объясните ребёнку значение слов: обелиск – это столб, который сужается кверху, сверху он уже, чем внизу; мемориал – это памятное место, место памяти).

Надпись на памятнике гласит: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13,14,15 июля и 26 октября 1812 года».

Если мы посмотрим вокруг, то с одной из сторон сквера мы можем увидеть здание с колоннами. Это дворец губернатора.

Дворец губернатора появился в 1806 году в результате перестройки дома ХVIII века, принадлежавшего шляхтичам Кудиновичам.

Затем его приобрело губернское казначейство для устройства в нем резиденции витебских губернаторов.

С 1811 года во дворце жил белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, брат жены российского императора Павла I. В 1831-м во время первой в Европе эпидемии холеры здесь умер великий князь Константин Павлович, брат императора Николая I.

В 1853-1854 годах в доме жил русский писатель Иван Лажечников, тогдашний витебский вице-губернатор.

В 1812-м во дворце две недели жил император Наполеон. Тут он отпраздновал свой 43-й день рождения и именно в этих стенах объявил об окончании кампании 1812 года, однако затем передумал.

Напротив в трехэтажном здании из красного кирпича разместился музей – Арт-центр Марка Шагала, где можно ознакомиться с коллекцией графических работ великого уроженца Витебска.

Так же рядом находится здание музыкального колледжа имени И.И. Соллертинского. У входа установлен бронзовый памятник этому известному музыковеду, уроженцу Витебска.

Здесь же, на берегу Двины находится мемориал в честь героев другой войны – Великой Отечественной.

Мемориальный комплекс на Успенской горке был создан в память солдатам, сражавшимся за Витебск в годы Великой Отечественной войны. Здесь похоронено 16 офицеров, трое из которых — Герои Советского Союза, и почётный житель Витебска Минай Шмырёв. Всего на территории кладбища расположено 12 могил: 1 братская и 11 одиночных (расскажите ребенку о том, что братская могила – это групповое захоронение массово погибших (умерших) примерно в одно время, в результате военных (боевых) действий, когда индивидуальные захоронения организовать не представляется возможным).

С двух сторон установили две бетонные фигуры солдат со склонёнными знамёнами, которые были повернуты лицом к Двине.

В 2005 году к 60-летию Великой Победы памятник решили отреставрировать. Ограду обновили: столбики в ней теперь сделаны из красного гранита, а фигуры солдат изготовили из полимербетона бронзового цвета. Пьедестал облицован красным гранитом. Воинов повернули лицом к посетителям.

А знаешь ли ты, как проявляют глубокое уважение памяти о погибших солдатах во время войны? (погибших во время Великой Отечественной войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — это когда мы встаем и молча вспоминаем о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).

Почтите с ребенком погибших воинов минутой молчания, тихонечко положите к мемориалу цветы.

После можно посидеть на лавочке в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

По дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны! (М. Владимов)

Предложите ребенку посмотреть видео – рассказ о Великой Отечественной войне.

Придя домой попросите ребёнка рассказать о том, что ему больше всего запомнилось, предложите это нарисовать.

 

свернуть

Маршрут выходного дня  к Белорусскому театру «Лялька»

Маршрут выходного дня

 к Белорусскому театру «Лялька»

 

Уважаемые родители!

В выходной день перед вами встает вопрос: «Как отдохнуть вместе со своим ребенком?», «Куда пойти всей семьёй?», «Как полезно и весело провести эти дни?».

Провести время с семьей, получить массу впечатлений и удовольствия без крупных финансовых затрат можно, посетив значимые места нашего родного города Витебска. Такие выходные для ваших детей покажутся настоящим праздником.  И чтобы этот праздник был незабываемым и простым в подготовке, мы предлагаем вашему вниманию маршрут выходного дня к Белорусскому театру «Лялька».

 

Маршрут следования:

  1. Памятник «Золотая рыбка», скульптура находится на улице Толстого рядом с местом, где река Витьба впадает в Западную Двину.
  2. Памятник «Старик Хоттабыч», скульптура установлена напротив театра «Лялька».
  3. Белорусский театр «Лялька», находится по адресу г. Витебск, ул. Пушкина, 2.

 

Возраст детей: 3-5 лет.

Участники: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, небольшой перекус для ребенка, путеводитель по маршруту, фотоаппарат или мобильный телефон.

 

Рекомендации для родителей

1.Правила дорожного движения.

Чтобы ваше небольшое путешествие прошло без происшествий, необходимо, чтобы вы и ваш ребенок соблюдали правила дорожного движения. Поэтому в ходе передвижения в рамках маршрута знакомьте ребенка с правилами для пешеходов и транспорта. Вы – образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом, когда идете с ним по городу.

2.Общие рекомендации

Сообщите ребенку, куда вы отправляетесь.

Расскажите о правилах поведения при посещении общественных мест.

Содержание маршрута

1.Объект - памятник  «Золотая рыбка».

  • Предложите ребенку отгадать загадку:

Рыбка не простая

Чешуё сверкает.

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет. (Золотая рыбка)

  • Вместе с ребенком внимательно рассмотрите скульптуру. Найдите, что необычного изображено на золотой рыбке (корона, ракушка).
  • Спросите у него, знает ли он сказку о золотой рыбке. «Вот в нашем городе тоже есть своя золотая рыбка».
  • Можно также рассказать ребенку, что этот памятник стал скульптурной загадкой.
  • Не забудьте сделать пару фотографий на память. И можете отправляться к следующему объекту нашего маршрута.
  • 2.Объект – памятник «Старик Хоттабыч».

    Памятник установлен у входа в кукольный театр «Лялька».

    • Начните рассказ с того, что старик Хоттабыч - это сказочный герой. О нем написана сказка, а также снят фильм.
    • Расскажите кратко, кто же он такой: «Старик Хоттабыч – это джин, волшебник. Он просидел в кувшине три с половиной тысячи лет, пока его оттуда не освободили. А когда Хоттабыч выбрался из заточения, то начал творить всевозможные чудеса».
    • Обязательно скажите, что этот памятник установлен в нашем городе неспроста. Автор сказки о старике Хоттабыче Лазарь Лагин родился здесь, в городе Витебске и проживал недалеко от места, где установлен памятник.
    • Загадайте ребенку следующую загадку:

    В бороде у старика

    Нет простого волоска,

    Каждый волос – для мечты!

    Кто хозяин бороды? (старик Хоттабыч)

    • Так как старик Хоттабыч волшебник, предложите ребенку загадать желание, и при этом потереть бороду или кувшин. А чтобы желание наверняка исполнилось, пусть ребенок три раза оббежит вокруг статуи.
    •        
      • Обязательно устротройте фотосессию возле скульптуры.
    • Отпровляетесь к следующему объекту, который находится напротив памятника старику Хоттабычу.

       

      1. Объект – Белорусский театр «Лялька».
      • Еще на этапе подготовки ваших выходных вам, родители, необходимо выбрать спектакль, который вы планируете посетить с ребенком. При выборе спектакля обратите внимание на возрастные ограничения. Также заранее приобретите билеты. Актуальную информацию о спектаклях и цене можно посмотреть на https://lialka.by/kvitki/
      • Вначале рассмотрите само здание театра. Кратко расскажите ребенку, что же такое кукольный театр: «Кукольный театр – место, где проходят театральные представления, в которых вместо актеров (или вместе с актерами) действуют куклы. Куклами управляют специальные актёры. Их называют кукловодами. Во время спектакля кукловоды спрятаны за специальными ширмами». Больше информации о театре можно также получить на https://lialka.by/kvitki/
      • Перед спектаклем проведите экскурсию по фойе театра, рассмотрите экспонаты в кукольном музее, расскажите о них. Дайте возможность ребенку прогуляться и рассмотреть понравившиеся экспонаты. 
      • После представления отведите ребенка в буфет, который находится в здании театра. Расспросите его о впечатлениях, кто из героев спектакля ему понравился больше всего.
      • Не забудьте сфотографироваться на память всей семьёй.
        • По дороге домой поинтересуйтесь у ребенка, понравились ли ему прогулка и спектакль, что ему запомнилось больше всего, хочет ли он еще побывать в этих местах.

        Уважаемые родители! Мы надеемся, что маршрут выходного дня понравится вам и вашим детям. И вы замечательно проведёте время и зарядитесь положительными эмоциями!!!

         

         

         

         

свернуть

Маршрут выходного дня в Витебский областной краеведческий музей

Маршрут выходного дня

в Витебский областной краеведческий музей

 

Рекомендуемая экспозиция: «Природа Витебского края».

  • Поиграйте в интерактивную игру «Подбери пару» (вспомните, какие животные обитают в белорусских лесах)

Адрес: г. Витебск, ул. Ленина, 36.

Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-6 лет.

Участники маршрута: родители, дети.

Вид маршрута: пеший.

Предварительная работа:

  • Рассмотрите вместе с ребенком интерактивную карту с достопримечательностями города Витебска
  • https://view.genial.ly/63b57dde257fc100198cf828/interactive-image-interactive-image
  • Поиграйте в интерактивную игру «Подбери пару» (вспомните, какие животные обитают в белорусских лесах)
  • https://learningapps.org/display?v=ph69ox5w223
    • Загадайте загадки о животных:
    • Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. ( Заяц)
    • Сердитый недотрога, Живёт в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж)
    • Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
    • Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
    • Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

    В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

    • День и ночь по лесу рыщет,

    День и ночь добычу ищет.

    Ходит-бродит молчком,

    Уши серые торчком. (Волк)

     

     

    Содержание маршрута:

    1. Напомните ребенку о правилах безопасности на улицах города, при передвижении по пешеходному переходу:
    2. При выходе из дома:

    - сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

    - если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности. 

    1. При движении по тротуару:

    - придерживайтесь правой стороны тротуара;

    - не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

    1. Готовясь перейти дорогу:

    - остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

    - привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

    - подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

    - учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

    - не стойте с ребенком на краю тротуара, так как транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

    - неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

    1. При переходе проезжей части:

    - переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

    - не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

    - не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за транспортными средствами;

    - не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

    - не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

    - объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

    1. При ожидании общественного транспорта:

    - стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

     

    1. Рассмотрите с ребенком по маршруту следования находящиеся рядом парки, памятники, старинные архитектурные здания. Витебский областной краеведческий музей находится в исторической части города. Рассуждайте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены.
    • Расскажите ребенку:
    • О музее:

    Музей – это место, где собраны и хранятся коллекции старинных и редких вещей, картин. Мы отправляемся в  краеведческий музей нашего города. На выставку «Природа Витебского края». На выставке представлены коллекции моллюсков, насекомых, бабочек, палеонтологические материалы, диорамы с представителями разнообразного животного мира Витебщины (рыб, птиц, зверей). Животные представлены в естественной среде обитания в разное время года.

    • О правилах поведения в музеях:

    в музее себя вести тихо и скромно;

    экспонаты не трогать руками;

    внимательно слушать экскурсовода;

    не кричать, не бегать, не баловаться;

    после завершения экскурсии поблагодарить экскурсовода.

     

    После посещения музея:

    • Пофантазируйте с ребёнком, каких музеев не бывает.
    • Предложите нарисовать тех животных, птиц или растения, которые ему запомнились.
    • Побеседуйте о том, что больше всего понравилось и на какую выставку ребёнок хотел бы сходить в следующий раз.
свернуть

Маршрут выходного дня "По историческому центру города Витебска"

Меню раздела