Советы воспитателя

            Создание безопасных условий для воспитания детей в доме

Одна из основ детской безопасности - это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости - действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого малыша. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.

Если в доме нет конструкций, которые могут легко упасть, значит, ребенок никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик, и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков, и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших ребят лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно. Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества - бытовые яды и удобрения - должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства - штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) - не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность - окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять ребенка без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота - это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание - крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность - это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший ребенок может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством - это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.

Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся, и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет - он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации - это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.

 

Консультация для родителей «Безопасность ребенка»

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. 
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.
Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:
- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);
- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

Безопасность ребенка на улице

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места. 

Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1.Не выходить на улицу без взрослых.
2.Не играть на тротуаре около проезжей части.
3.Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4.Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
5.Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

6.Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7.Хорошо знать ориентиры в районе своего дома. 
8.Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9.Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10.Не привлекать к себе внимания манерой поведения.

Безопасность в общественном транспорте

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой- то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3.Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам

"Безопасность на дорогах"
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»

Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
Как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать пусть даже малозначительные проблемы.

Рекомендации родителям по безопасности

Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Ваш ребенок должен знать:
на дорогу выходить нельзя;
дорогу можно переходить только с взрослыми, держась за руку взрослого;
переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
пешеходы — это люди, которые идут по улице;
для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;
машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.

«Безопасность детей дома».

 Детская безопасность. Как редко мы об этом задумываемся, особенно когда ребенок еще мал…

Статистика несчастных случаев и даже трагедий, которые происходят с детьми, заставляет родителей быть более внимательными. Заботливым родителям важно знать правила безопасности для малыша дома!
Дом или квартира — это первая “среда обитания”, в которой ребенок начинает свои самостоятельные передвижения, живет своим “детским миром”, а затем, становясь подростком, сосуществует вместе со взрослыми в семье. Пока маленький человек под присмотром, есть гарантия, что здравый смысл, внимательность и забота уберегут его от серьезных опасностей. Как только ребенок начинает ходить, возникает риск того, что он может сам создать себе неприятности.

Опасный домашний быт.

Несмотря на то, что слово “опасность” чаще всего ассоциируется с криминалом, стихийными бедствиями и катаклизмами, в быту для ребенка существуют серьезные угрозы его здоровью и даже жизни. Что же грозит малышу в своем доме? И как избежать неприятностей?
Как только ребёнок начал передвигаться по дому, у него появилась возможность не только исследовать окружающий мир, но и что-то на себя опрокинуть, перевернуть, порезаться об острые предметы, с разбегу налететь на выступающие углы мебели, ради развлечения включить газ или воду…

Мебель: как обеспечить безопасность детей.

Очень опасны незакрепленные к стене стеллажи (или шкафы) с книгами, сувенирами и посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Острые края тяжелых книг, упавших с высоты, могут серьезно поранить малыша, не говоря уже о том, что хрустальная ваза или статуэтка из металла может и вовсе привести к тяжелой травме. Внимание! Все шкафы и стеллажи в доме должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Когда в доме маленький ребенок, лучше убрать с верхних полок шкафов тяжелые предметы, даже если они закреплены. Все бывает в жизни, никто не может гарантировать, что увесистый сувенир или ваза не упадут с верхней полки именно в тот момент, когда ребенок будет находиться рядом. Это может случиться, если малыш, бегая по дому или играя, либо случайно заденет стеллаж, либо “заедет” детским мячом в стену и свалит тяжелый предмет на себя. Не забудьте и об острых углах мебели .Запретить бегать и играть вашему непоседе невозможно. Поэтому опасность пораниться реально существует. Особенно опасны углы кухонных столов, журнальных столиков, выполненных из стекла.
Внимание! Острые углы столов и другой мебели нужно закрыть мягкими накладками из резины, поролона и любого другого мягкого материала, который не позволит ребенку сильно пораниться. Существуют также специальные накладки для углов мебели. Как видите, и эта проблема решается несложно. И пока ребенок маленький, вы убережете его от травм.

Окна и балкон.

Для ребёнка, который уже научился ходить и залезать на стулья, опасными становятся открытые окна и незастекленные балконы. Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. К сожалению, подобное происходит часто. На незастекленные балконы детей пускать запрещено. Слишком велик риск! 
Внимание! Когда в доме малыш, окна и незастекленные балконы должны быть закрыты. Окна следует оборудовать цепочками или специальными устройствами безопасности, благодаря которым ребёнок не сможет самостоятельно распахнуть окно. От стеклопакетов можно попросту открутить ручку и спрятать её. Это делается очень просто – достаточно открутить два болта. При необходимости ручку можно в любой момент вставить на место, чтобы приоткрыть окно и проветрить комнату.

Электричество. Как обезопасить детей дошкольного возраста.

Эта опасность давно всем известна, но с печальной регулярностью дети добираются до розеток и получают удары током. Потому на розетки ставятся специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы.
Провода от электроприборов желательно размещать за мебелью вдоль стен, чтобы ребенок не мог до них добраться. Одна из типичных ситуаций: малыш игрушечными ножницами (или еще хуже — настоящими) пытается перерезать провод. Очевидно, что опасность поражения током при этом огромна.
Телеэкраны, дисплеи компьютера — также источник проблем. Запрещайте крохе подходить близко к экрану работающего телевизора и играть в непосредственной близости от него. Вообще от любых электроприборов маленького ребенка желательно держать подальше. Дети любят играть с выключателями, проводами, разбирать и откручивать всевозможные гайки, ручки и т.д. Если электроприбор включен в сеть, то тут недалеко до беды.
Внимание! Берегите малышей от поражения током. Закрывайте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера.

Бытовой газ и вода.

В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться. Безопасные места их расположения подскажет специалист из службы по ремонту газового оборудования.
Кроме этого, важно учитывать, что если ребенку не добраться до общего вентиля, открывающего поток бытового газа в плиту, то до ручек, управляющих конфорками, доступ есть всегда. Поэтому когда взрослых нет на кухне, и плита не используется, нужно обязательно перекрывать газ общим вентилем для того, чтобы малыш не смог включить одну из конфорок.
Что касается воды, то опасность представляет сама возможность для ребенка открыть краны и затопить квартиру.
Отдельное беспокойство — горячая вода. Ясно, что за этим важно следить взрослым. Пока ребенок еще мал, нужно закрывать ванную комнату на защелку.
Внимание! Размещайте вентили газового оборудования в недоступном для детей месте.

Игры с огнем дома

Предупреждения о том, что в детских руках огонь опасен, слышали все. Тем не менее взрослые часто об этом забывают и оставляют в доме без присмотра спички, зажигалки и пиротехнику, приготовленную для праздников. Требовать от крохи осторожное обращение с огнем сложно. Ребенок есть ребенок — он играет со всем, что под рукой. Единственный ВЫХОД: нельзя допустить того, чтобы дети смогли воспользоваться спичками, зажигалками или пиротехникой.
Внимание! Все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, необходимо хранить в недоступном для детей месте.

Опасные для детей предметы на кухне.

Чаще всего трагические происшествия случаются на кухне. В первую очередь опасность представляют острые и режущие предметы: кухонные ножи, вилки. Один из родителей готовит еду, а рядом крутится ребенок. Взрослый только положил нож на стол, а малыш, схватив его, — наутек в коридор. Пока он бежит, а родитель догоняет, ребенок падает и натыкается на нож. Согласитесь, страшно? Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты (отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Лекарства, оставленные в пределах досягаемости крохи, представляют серьезную угрозу. Малыш видит, как взрослые принимают лекарства, и для него это — сродни употреблению конфет, только не детских, а взрослых. Мало того, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге малыш без страха может наесться таблеток.

Опасность для детей представляет и кухонная плита. Во-первых, дети способны включить газ. Во-вторых, они могут перевернуть на себя кастрюли с кипящим или горячим содержимым. Чтобы обезопасить ребёнка дошкольного возраста, следует приобрести плиту с газ-контролем, либо каждый раз закрывать газовый вентиль после окончания готовки. Также нужно оборудовать плиту защитным экраном, либо стараться готовить пищу только на дальних конфорках – у стены, куда ребёнок не дотянется.

Внимание! Убирайте все опасные острые и режущие предметы подальше и следите за ребенком, когда готовите на кухне или делаете мелкий ремонт, пользуясь инструментами. Убирайте все, без исключения, лекарства в недоступное для ребенка место и старайтесь не принимать их у него на глазах.
Лучше беду предупредить, чем потом горевать о ее последствиях. Здоровье, а порой и жизнь ваших детей зависят от вас. Будьте внимательны!

 

Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся. Как помочь ребёнку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?
Прежде всего, взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения.

 Готовность можно определить по следующим признакам:
1. Ребёнок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице;
2. Ребёнок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова. Выделять отдельные звуки в них, соотносить их с буквами;
3. Ребёнок пытается самостоятельно писать.
Но даже если ребёнок и готов к чтению, то ему всё равно требуется помощь взрослого.
Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга. Отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение – это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребёнка читать слоги, минуя этап фонетического разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Даже с детьми, легко обучающимися чтению, крайне важно проводить работу над звуковой стороной речи. Иначе у детей в дальнейшем возникнут трудности при письме. Дошкольный возраст – самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И если правильно пройти с детьми этот подготовительный этап, то можно выиграть сразу же несколько «призов»:
• У детей лучше разовьётся фонематический слух, т.е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;
• На этой основе дошкольник плавно перейдёт к чтению;
• В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
• Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.
Первые игры со звуками хорошо проводить в семье, когда ребёнку уже 3,5 – 4 года. 
Вот несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. А затем можно приступать и к согласным.

Игра № 1

«Кто ведущий?»
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребёнку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребёнку подставлять ведущий звук в окошечки. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится звук А.

Игра №2

«Звук Ш»
Прочитайте ребёнку короткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Задайте ребёнку вопрос: «Какой звук ты чаще всего слышишь в стишке? – А теперь скажи, как шипит змея - ш-ш-ш – А как шумят листья, когда их колышет ветер?» Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «Ш». После этого предложите ребёнку принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течение нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки и т.п.

Игра №3

«Придумай слова со звуком»
Дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «Р» (рыбка, рак, топор…), а затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…).

Не забудьте и о том, что в правилах есть исключения: звуки «Ж, Ш» всегда твердые, а звук «Ч» - всегда мягкий.
Важно разнообразить игры.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.

 

КАК ПРАВИЛЬНО БУДИТЬ МАЛЫША?

Пpoнзительный звук будильника внезапно и резко обрывает сон, а это стресс для неокрепшей нервной системы малыша. Не стоит знакомить с будильником ребёнка младше 8–10 лет. В организме испуганного малыша активно выделяется гормон стресса норадреналин. В результате ребенок может полдня чувствовать себя разбитым, а у особенно чувствительных малышей «подъем по свистку» способен вызвать ночные кошмары.
 

Кроме будильника исключаются: внезапный яркий свет, громкая музыка, командный возглас родителя «Быстро вставай!», сдергивание одеяла, тормошение, неприятная щекотка и другие излишне активные приемы.
 

Ошибка – жалеть малыша и позволять ему посапывать до последнего, а потом требовать, чтобы он бегом собрался. Правильнее разбудить маленького на 15 минут пораньше и посвятить это время мягкому переходу от сна к бодрствованию.
 

Шаг 1. Первые звуки.
 

У детсадовца очень сильна эмоциональная связь с мамой. Вы наверняка замечали, что ночью просыпаетесь буквально за секунду до того, как он захнычет. То же самое чувствует и маленький. Если вы начнете тихонько ходить по комнате, раздвинете штору, наклонитесь над кроваткой, сон крохи станет более чутким. А там и до пробуждения рукой подать. Мягко проснуться помогают звуки природы, записанные на диск. Оптимальный вариант – негромкие звуки утреннего леса, пение птиц. А вот шум волн и журчанье ручейков лучше оставить на вечер. Эти звуки не будят, а, напротив, усыпляют.

Шаг 2. Котята в постели.

Позволить ребенку нежиться в постели – верный способ его избаловать? Напротив – забота о его здоровье.Тело «просыпается» позже мозга. Мышцам нужно время, чтобы перейти из расслабленного состояния в активное.
 

Несколько минут поглаживайте малыша, ласково приговаривая: «Просыпайся, правая ножка! Просыпайся, левая ручка! Животик, просыпайся!» Двигайтесь ладонью от центра к периферии: например, от плеча к ладошке, от бедра к ступне. Малыш заулыбался? Переходим к лицу! Вспомните «грудничковый» массаж: «рисуйте» детсадовцу бровки, губки, поглаживайте щечки. Осторожно разминайте мочки ушей, а потом и сами ушные раковины. Постарайтесь обыграть свои действия: например, пусть малышовые руки гладят хвостиками котята, по ножкам прыгают лягушата, а по спинке путешествует паровозик.
 

Кстати: оптимальная продолжительность утренних ласк – 5 минут. Конечно, можно уступить просьбам ребенка и продлить удовольствие, но не более чем на пару-тройку минут. Слишком затянувшийся массаж не бодрит, а, напротив, утомляет и вызывает желание перевернуться на другой бочок.

Шаг 3. Какого цвета утро?
 

Удивляйте! Прикрепите к кроватке веселую рожицу или необычную бумажную гирлянду, повесьте на стену яркую картинку. Пусть наступивший день будет по-настоящему новым! Беспроигрышный вариант – поставить рядом с кроваткой красивую тарелочку с яркими красными, желтыми и оранжевыми фруктами: яблоками, апельсинами, мандаринами. Можно выложить из них мозаику. В хромотерапии – лечении цветом – эти оттенки применяют именно в тех случаях, когда человеку трудно проснуться. К тому же яркие теплые цвета способствуют выработке эндорфинов – «гормонов удовольствия». А запахи действуют на мозг, побуждая его к работе. Ну а если ваш герой захочет откусить от бодрящего натюрморта, сразу будет решена и проблема утреннего перекуса.

Кстати: первое утреннее впечатление должно быть ярким, неожиданным, но коротким и простым. Если вы возведете посреди комнаты замысловатую башню, чадо, конечно же, моментально забудет про сон, но предпочтет заняться игрой, а не сборами в садик.
 


Шаг 4. Бонус за силу воли.

Малышам очень важна повторяемость событий. Придумайте приятный утренний ритуал, и вскоре он, словно компьютерная программа, будет «запускать» хорошее настроение. Например, сочините сказочный цикл про котят, очередную «главу» которого можно услышать только во время утренних сборов. Или рассказывайте малышу, как в это время в лесу просыпаются белочки.

И ЕЩЕ!

Насколько охотно ребенок встанет утром, напрямую зависит от того, как он проведет вечер накануне. Поэтому не стоит резко менять детский распорядок дня в выходные. «Нервная система ребенка очень чувствительна, – отмечает психолог. – Иногда, казалось бы, пустяковый сдвиг режима приводит к трудностям с пробуждением». Если режим все же сбился – малыш был на каникулах или долго болел, – начинайте возвращаться к «рабочему» ритму постепенно, примерно за неделю до первого посещения сада.

На ночь ребенку нельзя:
• есть «тяжелые» блюда и много пить;
• играть в подвижные игры;
• смотреть или читать «страшилки».

Родители не должны:
• наказывать ребенка или выяснять отношения в его присутствии, когда он готовится ко сну;
• затягивать процесс укладывания.

Родителям стоит:
• поиграть с ребенком в спокойные настольные игры или вместе погулять;
• почитать добрую сказку (чем меньше съеденных героев, отрубленных голов и темных чащоб, тем лучше);
• искупать малыша в теплой ванне, можно с травами;
• приласкать ребенка, еще раз сказать ему, какой он любимый и замечательный;
• проветрить детскую и проследить, чтобы температура в ней была 18–20 °С;
• убедиться в том, что ребенок спит в удобной позе.

О правилах жизни ребенка в семье (памятка родителям)

Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять
 своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.

  • ПРАВИЛА (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
  • Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
  • Все ограничения, запреты, требования усваиваются ребенком при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.
  • Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного,разъяснительного тона, а не повелительного.
  • Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок. Чем разнообразнее они – тем лучше. Принципиальность уместна менее всего!
Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:
  1. Правило должно быть конкретным;
  2. Одно и то же правило лучше повторять несколько раз;
  3. Формулировка правил должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»);
  4. Обосновывайте для ребенка применение правила;
  5. Если ребенок испытывает правило на «прочность», провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и «твердыми» в выполнении правила;
  6. Взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.

Адаптация малыша к детскому саду

         К  режиму детского сада необходимо подготовиться заблаговременно. Обычно детей приводят к 7.30 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправиться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребёнок "созреет" и быстро уснёт.
        В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребёнка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирать ребёнка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

 

« Детсадовская еда»

 

    Отдельная тема - в детском саду. Вопреки распространённому мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нём присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду -вина отчасти их родителей, который «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам.
      Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к простой и здоровой еде: супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет.
Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребёнка кушать -это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

 

Примерный распорядок дня для детей третьего года жизни, посещающих учреждение дошкольногообразования
 

Дома
Подъем, утренний туалет
6.30-7.30
Ясли - сад
 
Прием детей, осмотр, игры
7.00-8.10
Утренняя гимнастика
7.50-7.55
Завтрак
8.10-8.40
Игры, подготовка к занятиям      8.40-9.15
Занятия
   9.15-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка
10.00-11.55
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
11.55-12.10
Обед
12.10-12.40
Подготовка ко сну, сон
12.40-15.10
Постепенный подъем,закаливающие процедуры
15.10-15.40
Полдник
15.40-16.00
Игры, занятия, самостоятельная деятельность
16.00-16.45
Ужин
16.45-17.10
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
17.10-19.00
Дома
Прогулка
19.00-19.50
Лёгкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры
19.50-20.20
Укладывание, ночной сон
   20.20-6.30 (7.30)

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ?

  1. Старайтесь      не     нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно      придумайте      какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку,    помахать   рукой),    а   также
    ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в ясли   должен   кто-то   один,   так   он быстрее привыкнет расставаться.
  4.  Не  обманывайте  ребенка,  забирайте домой вовремя, как обещали. В    присутствии    ребенка    избегайте критических     замечаний     в     адрес детского сада и его сотрудников. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
  5. Не  отучайте  от  вредных  привычек ребенка в адаптационный период. Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье. На   время   прекратите   посещение   с ребенком  многолюдных мест,  цирка, театра.
  6. Будьте терпимее к его капризам. Не «пугайте», не наказывайте детским садом. Уделяйте    ребенку    больше    своего времени, играйте вместе с ним, каждый день читайте малышу.
  7. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте,  называйте  ласковыми именами.
     
  8. Старайтесь о детском саде как можно чаще дома говорить хорошее. Возьмите   и   посмотрите   вместе   с ребенком видеофильм «Один день в детском саду»
  9. Подготовьте заранее 2-3 фотографии для мини-альбома с членами Вашей семьи. Играйте   в   игры,  рекомендованные для детей в период адаптации.


Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!