Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка – это процесс непрерывный. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребёнка – его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребёнка. В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья – то первое общество, где складывается характер ребенка, его представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка. Особенно ценны те традиции, при которых ребёнок чуть ли не с того дня, когда он начинает помнить себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива. В дружной семье всегда находятся общие заботы. И большие, и малые дела – бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Всё это и многое другое впитывает в себя младший член семьи. Таким образом, ребёнку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же: сама атмосфера семейных отношений направляет его поведение. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребёнок видит в отце, матери, старших братьях и сёстрах повседневно – всё это имеет огромное значение в воспитании личности.
Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растёт эгоистом. Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитываются такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребенка-дошкольника является, по существу, единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.
Семейный климат – это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не изменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приёмы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребёнок растёт в благоприятной среде. Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, необходимо самим поступать также. Ребёнок верит, что взрослые люди непременно самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие ни были в действительности, они всегда для ребёнка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании, в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребёнок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями. И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на ребёнка. «В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев, мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать её и будет самой ответственной вашей задачей», - говорил А.С. Макаренко, обращаясь к родителям.
Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из важнейших функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.
Родители несут перед обществом моральную ответственность за те нравственные представления, нравственные принципы, с которыми их ребёнок вступает в жизнь. Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного легче, чем перевоспитывать. Чем раньше мы начинаем нравственное воспитание ребёнка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что мы вырастим своего ребёнка по-настоящему хорошим человеком.
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет всё же семья.