Советы руководителя физической культуры

Уважаемые родители!

    Что для вас важнее всего? Конечно же, здоровье ваших детей. Одним из главных условий здоровья являются занятия физической культурой. Однако, организм ребенка – дошкольника находится в процессе формирования, становления. И, чтобы не повредить ему и не отбить у ребенка раз и навсегда желание заниматься физической культурой, следует соблюдать следующие правила.

 Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

  • Нельзя навязывать упражнения, которые явно не нравятся малышу.
  • Занятия должны находить эмоциональный отклик в душе ребенка, тогда и результаты будут налицо.
  • Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти – обязательно целиком за предплечье, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра.
  • Не рекомендуются дошкольникам висеть только на руках, поскольку это даёт чрезмерную нагрузку на суставы и плечевой пояс.
  • Попробуйте заменить простое висение на смешанное, когда ребенок упирается коленями или легко достает опоры носками ног, но не позволяйте малышу раскачиваться когда он висит, если он не сможет в любой момент встать на ноги!
  • При  лазании не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. Только когда малыш овладеет лазанием в совершенстве, можете позволить ему подниматься и выше.
  • Избегайте односторонности в воздействии, включайте в работу мышцы – антагонисты.
  • Не рекомендуется выполнять упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. 
  • Так, к смещению позвоночных дисков может привести выполнение вращательных упражнений вправо – влево на популярном диске « Здоровье».
  • Не разрешайте малышу совершать спрыгивание с высоты более 20 см в три года и 40 см в семь лет.
  • Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу или в спортивной обуви.

 Не соблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и сотрясению внутренних органов

 Всему свое время. Не стоит форсировать развитие ребенка. Идите навстречу тем новообразованиям, которые появляются у малыша и создавайте для этого условия!

Консультация для родителей старших дошкольников . Элементарный туризм

Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. В последние годы получил развитие семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми.
Каждая туристская прогулка (поход) ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристская прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей.
Проведению туристской прогулки предшествует определенная работа: взрослыми разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении, способствовать укреплению здоровья малышей, улучшению их физического развития. Длительность похода должна быть от 2 до 4 часов. 
Предполагая проведение с детьми туристских прогулок, следует познакомить их с содержанием этого вида двигательной деятельности. С этой целью могут быть проведены следующие мероприятия:
•занятия-беседы (о туризме, о туристских снаряжениях, о правилах поведения в походе и т.д.);
•практические занятия (определять погоду по народным приметам, ориентироваться на местности, укладывать рюкзак);
•дидактические игры (закрепление знаний о туризме).

Каждый взрослый должен строго выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей:
*Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.
*Одежда детей должна быть прочной и удобной, в холодную погоду достаточно теплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, не маркой, соответствующей сезону и не стесняющей движения детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, так как оно хорошо впитывает влагу.
*Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребенок, желательно на рифленой нескользкой подошве (кроссовки, кеды). На ноги даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, так как они амортизируют, хорошо впитывают пот, не натирают ноги. Нельзя допускать движения в мокрой обуви или идти в поход «на босу ногу».
*Взрослые должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую медицинскую помощь. Не лишним будет, если ребенок будет знать содержание и правила пользования аптечкой. 
В содержимое походной аптечки должны входить:
•вата стерильная; 
•бинты стерильные; 
•индивидуальный пакет первой помощи;
•лейкопластырь;
•бактерицидный пластырь;
•йод;
•раствор бриллиантовой зелени;
•1%-ый раствор марганца;
•нашатырный спирт;
•жгуты и шины;
•вазелин;
•сода питьевая.
Туристская прогулка, как правило, начинается с осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, все ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристскую прогулку. Это придает большую серьезность и значимость предстоящему мероприятию. Обязательно стоит напомнить о правилах поведения в пути.
В начале движения скорость несколько меньше, чем обычно. Снижается она и перед привалом. Это позволит организму постепенно привыкнуть к нагрузке в начале пути и постепенно ослабит ее перед остановкой и переведет работу сердца и легких в спокойный режим.
Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение.
Внешние признаки утомления:
Обычная
•Небольшое покраснение лица.
•Незначительная потливость.
•Учащенное ровное дыхание.
•Четкое выполнение команд, заданий.
•Отсутствие жалоб.
Средняя
•Значительное покраснение лица.
•Большая потливость, особенно лица.
•Большое учащение дыхания, периодические глубокие вдохи.
•Нарушение координации движений.
•Боль в мышцах, сердцебиение, жалобы на усталость.
Переутомление
•Резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи.
•Резкая потливость и выделение соли на коже.
•Резкое учащение дыхания, дыхание поверхностное, аритмичное.
•Резкое нарушение координации движений.
•Дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, рвота.

Показателем того, что темп, расстояние и скорость движения выбраны правильно, является поведение детей на привале и после похода: их подвижность, жизнерадостность, желание двигаться, играть в различные игры. Об усталости свидетельствует молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы: «А когда мы придем?», «Скоро ли будем кушать?» и т.п.
Через 5-10 минут проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, сменить обувь, подогнать длину лямок рюкзачка и т.д.
Следующий привал – промежуточный. Он делается через 10-20 минут после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями.
В конце пути – большой привал, организуется отдых, игры, развлечение, питание (фрукты, карамель, пряники, печенье). В туристской прогулке особенно важно соблюдение питьевого режима, так как при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде. Хорошо утоляет жажду настой из ягод и трав: боярышника, шиповника, черной смородины, мяты и др.
На малых привалах, но не во время движения, можно предложить детям кислую карамель, так как при усиленном дыхании из организма выводится много кислоты.
По окончании похода подводятся итоги. Одна из задач этого обсуждения - определение недостатков в подготовке и проведении похода для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, в поделках, оформление альбомов вместе с родителями.

Физическое воспитание детей в семье

        В своей консультации мы хоим рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура - это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

        Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.         

Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».

         Нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.

 

Консультация для родителей

      

       Видеть красивого, умного здорового ребёнка - желание каждого, кто находиться с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки, постоянно размышляют над тем как, когда и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надёжного помощника. Название ему - движение.

       Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всём своём удивительном многообразии.

Самый первый жизненный опыт маленького человека связан с движением его глаз, рук, языка, перемещением в пространстве. И первыми проявлениями смелости, решительности, своими первыми жизненными победами ребёнок обязан – движению. Помнить об этом должен любящий детей взрослый. Упущенное в детстве невосполнимо. Как полагают философы, «в здоровом теле – здоровый дух». Память, мышление, а главное речь ребёнка станут более совершенными, если взрослые – родители, педагоги – возьмут себе в помощники движение. Ведь одним из главных условий всестороннего формирования личности ребёнка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как нужно делать для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребёнка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням?

 

Для обеспечения нормального физического развития

необходимо, прежде всего, соблюдение гигиенического режима, т.е. рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей, распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы в семье так же, как и в детском саду, выполнялось основное требование режима – точность во времени и правильное чередование режимных моментов, смена одних видов деятельности другими.

   Также в физическом воспитании дошкольника особое место отводиться закаливанию. В укреплении детского организма важны не только специальные закаливающие процедуры, но и систематическое их проведение. Одним из видов закаливания детей является дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхании можно влиять, регулируя его, делая поверхностно и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно следуют одна за другой.

   Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него места в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном управлении, что увеличивает его положительные действия;

- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

- дышать надо носом.

 ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ

         Дыхательная система детей не совершенна, и чем меньше ребёнок тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже по действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, и ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещения, в котором находиться ребёнок, всегда должно хорошо проветрено; в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

     Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно - оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

 

Особенности развития движений у детей 4-го года жизни

(II-я младшая группа)

 

На 4-ом году жизни у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одного вида деятельности к другому. Поэтому взрослым по-прежнему принадлежит большая роль в организации поведения малыша.

Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра. В связи с возникновением разнообразных форм совместных игр создаются благоприятные условия для коллективных взаимоотношений детей.

         В этом возрасте ребенок уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он ещё не заботится о результатах своих действий, поглощен самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постепенно приобретают всё более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии повторять движения по своему усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребенок может соблюдать определенную их последовательность.

         Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребенок более сознательно следит за воспитателем, когда он дает образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.

       К концу 4-го года у ребенка уже имеется довольно большой и прочный запас разнообразных движений и их сочетаний, который обуславливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе.

 

 

Особенности развития движений у детей 5-го года жизни

(средняя группа)

 

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы ребенка. Но полная реализация их пока еще возможна лишь с помощью взрослого.

 

Игровые мотивы детской деятельности сохраняют своё значение. Теперь уже они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает потребность согласовать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования дружеских отношений между детьми, проявления взаимопомощи и т.п.

 

Ребенок 5-го г. жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но ещё не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.

 

Внимание ребенка 5-го г. жизни приобретает всё более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Все это обуславливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу.

 

 

Особенности развития движений у детей 6-7-го года жизни

(старшая группа)

 

Дети 6-ти лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Дети 7-го года жизни умеют сочетать движения в зависимости от окружающих условий.

 

У ребенка 6-7 лет возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человека. Дети различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений.

 

Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудных заданий. Следует учитывать, что стремление ребенка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослым необходимо быть внимательными и не допускать перегрузок.

 

Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно свойственно мальчикам). Начинают проявляться личные вкусы детей при выборе движений. Одним больше нравиться бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т.д.

 

В совместной двигательной деятельности, особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам коллектива.