Родителям

Как стать патронатным воспитателем

Как стать патронатным воспитателем

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

1-й шаг - Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в отдел по образованию по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

2-й шаг – отдел по образованию запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, КДН), организует и проводит обследование условий Вашей жизни,                             о чем составляется акт.

3-й шаг - На основании акта и полученных о Вас сведений отдел                                         по образованию готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.

4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в детский дом) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта                                  с уже известным Вам ребенком.

5-й шаг - Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат                                об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком,                                     и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том,                                   что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного на срок до 1 года.

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии                         с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель                       в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

  • один экземпляр договора патронатного воспитания;
  • копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
  • сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей                                 на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему                          на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях: заболевания ребенка                          и травмах, полученных ребенком; совершения ребенком административных правонарушений или преступлений; нарушения прав и законных интересов ребенка; самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен                                 в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.

9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

свернуть

Как развивать у ребёнка черты толерантной личности

17.01.2024

«Как развивать у ребёнка черты толерантной личности»

 

Воспитание толерантности у детей перестало быть просто веянием моды. Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни. И умение доброжелательно взаимодействовать с абсолютно разными людьми ребенок должен получать именно от родителей.  Но не все родители считают это достаточно важным. Особенно это касается тех, кому в жизни мало приходилось общаться с людьми других стран, религий и т. д. Но дети живут совсем не в таком однородном обществе, как жили родители. Поэтому им нужны совсем новые навыки общения. Это позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют среди людей. Это умение отвергать несправедливые стереотипы, преодолевать культурные несовпадения, искать общее и создавать союзы. Воспитание толерантности у детей: что не заслуживает терпимого отношения? Толерантного отношения заслуживают далеко не все модели поведения, поступки, которые причиняют боль другим, неуважительное отношение, подлость, ложь, воровство и прочее нарушение социальных норм не заслуживает терпимости.

     Как и другие качества, развивать толерантность у детей нужно очень искусно. Еще до того, как ребенок научится говорить, он внимательно следит — и подражает — родителям. Отношение к окружающим настолько неотъемлемо прижилось в психологии родителей, что они редко о нем задумываются. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал. В результате, их дети учатся ценить различия.

 

Что могут сделать родители для формирования толерантности у детей:

  1. 1. Разговаривайте о том, что особенности других людей заслуживают принятия и уважения. Это поможет детям больше узнать о ценностях, которые вы стремитесь им привить.
  2. 2. Дайте ребенку возможность играть и учиться с детьми, которые отличаются от него. Это позволяет детям узнать на собственном опыте, что каждый из нас имеет свои отличия, и что этими отличиями мы и интересны.
  3. 3. Помните, что дети всегда слушают. Задумайтесь, как вы говорите о тех, кто отличается от вас. Не поддерживайте юмор, который увековечивает стереотипы. Многие, на первый взгляд, безобидные шутки подрывают толерантность и уважение
  4. 4. Тщательно отбирайте книги, игрушки, музыку, живопись и фильмы. Помните, что медиа и поп культура имеет огромное влияние на формирующийся характер.
  5. 5. Указывайте на несправедливые стереотипы и говорите о том, как они показаны в СМИ.
  6. Честно и уважительно отвечайте на детские вопросы. Это учит тому, что различия можно и нужно обсуждать, если это делается с уважением.
  7. 7. Признавайте и уважайте различия в вашей собственной семье. Демонстрируйте то, что принимаете различные способности, интересы и стили ребенка. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
  8. 8. Помните, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения — и должен также относиться к другим с уважением.
  9. 9. Помогите ребенку научиться хорошо относиться, прежде всего, к себе.     Дети, которые плохо относятся к себе, и к другим относятся плохо. Дети с сильным чувством собственного достоинства и уважением к себе более склонны относиться и к другим с уважением. Помогите ребенку почувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным. Уважать и ценить традиции других нужно, продолжая уважать и ценить свои собственные.

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

-уважает мнение других, доброжелательна, направлена на взаимодействие, способна понять и принять,  любознательна и чутка,   снисходительна.

Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

-национальные, религиозные,  этнические,  социальные,  половые,  связанные с внешним видом,   связанные с состоянием здоровья, связанные с интересами, увлечениями и привычками.

     Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное на оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Толерантные родители, какие они? Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

-Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.

-Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.

-Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.

-Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.

-Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.

-Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.

-Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.

-Если ребёнок чувствует безопасность — он вырастет оптимистом.

-Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье.   Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

- Научитесь слушать ребёнка и слышать его.

- Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.

- Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.

- Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.

- Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

- Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

свернуть

Приемная семья

ч

Приемная семья

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:

  • реализоватьсвое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачиватьродственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитыватьсяв своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу и др.;
  • общатьсяс биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироватьсяв обществе;
  • быть усыновленными(при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем:

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.

 

Как стать приемным родителем

Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

 Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.

Шаг 4.  Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района. 

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.

 

Контактная информация: отдел по образованию администрации

Первомайского района  г. Витебска,

г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14

контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99

свернуть

Об оказании дополнительной социальной поддержки

01.07.2022

 

Об оказании дополнительной

социальной поддержки

Отдел по образованию Первомайского района г. Витебска (далее – отдел) сообщает, что на основании решения Витебского городского Совета депутатов от 30 мая 2022 г. № 369 «Об дополнительной социальной поддержки» многодетным семьям к 2022/2023 учебному году                           на каждого ребёнка, обучающегося в учреждениях общего среднего                                    и специального образования (на уровне общего среднего образования), будет оказана единовременная материальная помощь в размере 30 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на 1 августа 2022 г.

Для получения материальной помощи законным представителям необходимо:

  1. Собрать следующий пакет документов:
    • справки с места учёбы о том, что несовершеннолетний является обучающимся в 2022/2023 учебном году (выдается учреждением образования по месту обучения детей),
    • справка о месте жительства и составе семьи (выдается расчетным центром),
    • копия удостоверения многодетной семьи (все страницы удостоверения),
    • копия договора (выписка банка) текущего банковского счета с использованием банковской платёжной карточки ОАО «АСБ Беларусбанк».
  2. Обратиться в учреждение образования по месту обучения детей с пакетом собранных документов для подачи заявления.

ВАЖНО: Заявление на предоставление единовременной материальной помощи должно быть подано обязательно от законного представителя многодетной семьи, зарегистрированного в Первомайском районе г. Витебска. Законный представитель многодетной семьи должен иметь договор (выписку банка) текущего (расчетного) банковского счета с использованием банковской платежной карточки ОАО АСБ «Беларусбанк».

В случае, если мать зарегистрирована в Первомайском районе г.Витебска, а отец – в другом районе Республики Беларусь, то необходимо получить письменное подтверждение неполучения отцом единовременной материальной помощи в местном исполнительном распорядительном органе района, где он зарегистрирован (далее – письменное подтверждение);

Если мать зарегистрирована в Первомайском районе г. Витебска, а отец – в Октябрьском либо Железнодорожном районе г. Витебска, то письменное подтверждение не нужно.

Для будущих первоклассников, обучающихся 11 классов справка выдаётся с 26 августа 2022 года и действительна по 31 мая 2023 года.

Заявления принимаются с 04.07.2022. Перечисление денежных средств на расчетные счета граждан будут производиться после 1 августа (даты официальной публикации размера бюджета прожиточного минимума                                в среднем на душу населения).

свернуть
Меню раздела